Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Мини-чат
Наш опрос
БЛИЦ-ОПРОС 
СОЮЗА ЖУРНАЛИСТОВ
***
Союз Журналистов...
1. Являюсь членом Союза и призываю коллег к Союзу
2. Являюсь членом Союза
3. Не являюсь членом Союза
4. Не являюсь членом Союза но желаю вступить
5. Являюсь членом Союза, но желаю выйти
6. Не являюсь членом Союза и не желаю вступать
Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дискуссии и Интервью

Верните народу образование и духовное богатство!

В городе Москве, в гостиничном комплексе «Измайлово», 24 и 25 июня проходил всероссийский семинар-совещание «Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности», в котором принимал участие Али Ахмедович Камалов, секретарь Союза журналистов России по национальным вопросам, председатель Союза журналистов Дагестана, редактор газеты «Истина».
Корреспондент интернет-портала «Россия для всех» узнала о проблемах сохранения национальной прессы, о факторах, влияющих на уменьшение подписки на национальные газеты, об изучении родных языков в школе и о том, приносят ли пользу проводимые семинары-совещания.

- Али Ахмедович, расскажите, пожалуйста, о том, как сегодня обстоят дела с национальной прессой Дагестана.

- У национальной прессы Дагестана дела неважны! То, что эти два дня проводили семинар-совещание, это неплохо. Но будет ли эффект?.. Доклады были однотипные, все жаловались. Не могу сказать, что только на этом совещании жаловались, жалуются всегда, во все времена, на то, что язык умирает, на то, что средств на содержание преподавателей и выпуск учебных пособий нет, преподавателей образованных становится все меньше и меньше. Это, естественно, непосредственно отражается на прессе. 
Пресса теряет читателя, так как нет образованного, умеющего анализировать ситуацию корреспондента, и притом знающего язык читателя становится катастрофически мало. Получается порочный круг: школы выпускают слабых учеников, не знающих предмета, его не знают, потому что нормально не преподают или преподают как нагрузку в конце уроков. В неделю один или два академических часа - это ничего не дает ученику. 
Для того чтобы изучить язык, нужна среда, должно быть звуковое отражение, должно быть слышно, чтобы слова произнести правильно, должна быть грамотная грамматика, а ее нет даже с первого класса. Изучению языков должны уделить внимание с садика. В городских школах обучение начинают сразу на русском языке, да и к тому же дома родители разговаривают на русском языке, телевидение, радио - все на русском языке.
Дети не хотят заниматься, а этого от них никто и не требует. Выпускают школы слабых учеников, если они поступают на русско-дагестанское отделение - и там слабые преподаватели, которые по-настоящему не учат, а если даже и учат, студенты уходят абсолютно в другую сферу. А родной язык преподают как дополнительную нагрузку учителя химии, физики...
Если кто и вернется в школу, у них нет стимула. Так говорят и некоторые родители. В городах во многих школах практически не преподают родные языки. Это отражается в конечном итоге на прессе. И вдобавок, ссылаясь на экономический кризис в стране, просят сократить полосы, площадь и периодичность выхода. Так требуют и в министерстве, и в правительстве. На нашей газете отражается экономический кризис, поэтому нет уверенности, что можем сохранять еще несколько лет национальную прессу. 
Все остальное - это обман, фикция. Идет целенаправленное уничтожение национальных языков.

- И что, по-вашему, это замкнутый круг и невозможно ничего сделать?

- Я практик, вижу, как идут дела. Я уже 25 лет руковожу республиканской газетой «Истина», столько же лет я председатель Совета редакторов национальных газет, я объездил все северокавказские республики и не понаслышке знаком с этими проблемами. Везде плачевное состояние. 
Если государственная политика, начиная от А до Я, не будет заново пересмотрена и не будут найдены для развития национальных языков деньги, если не будут стимулировать людей, говорящих на родных языках, и если в аттестате об образовании не будет отметки по национальному языку, язык будет уничтожен.
Закон о языке в Государственной Думе есть, а в республике его нет, потому что у нас законы не работают: у нас должна работать экономика, должен работать рубль, должно быть стимулирование.
Все ссылаются на то, что денег нет - деньги есть, они тратятся там, где не нужно. Даже при таком кризисе можно найти средства, а они тратятся впустую, без оглядки, тратятся на конкретных лиц и на конкретные программы, которые не приносят никакой пользы. И в министерствах, и в правительстве средства тратятся впустую. Нет государственной программы по сохранению языков - это уже гибель, это начало конца. Вот вы это увидите... Я не буду столько жить, но вы станете свидетелями того, что лет через 30 вообще перестанут преподавать национальный язык в школах.

0

- На семинаре многие пытались обратить внимание на языки, у которых даже нет письменности. В таком случае, если мы даже не можем удержать и развивать то, что имеем, как же с этими языками? Они получат свое развитие?

- Да, эти малые народы. Там припарка для мертвеца - это разовые гранты, которых кушают по дороге, они даже не дойдут до места назначения. Гранты что дают? Могут выпустить книгу, проведут семинар. Даже в Дагестане многие народности больше по количеству, чем северные народы, они не приравниваются к малочисленным, потому что нет денег. Если основные 14 национальных языков Дагестана, которые входят в реестр языков России, не могут обеспечить ни материалом, ни специалистами, не будет этих языков. Мы обманываем сами себя. Даже умные люди, профессора, министры - они же неглупые, но они высиживают то время, пока они в кресле, как-нибудь, чтобы не было проблем, а дальше хоть трава не расти. Такая обстановка и в Дагестане, и в других республиках.

- Али Ахмедович, вы 25 лет работаете редактором газеты. У вас есть свое видение вопроса, что можно делать?

- Я могу предложить несколько пунктов, которые удержали бы этот процесс гибели языка. Во-первых, необходимо стимулировать преподавателей родного языка.
Во-вторых, необходимо обязать, чтобы в садиках занятия вели на родном для детей языке. 
В-третьих, чтобы оценка за родной язык ставилась в аттестат, и тут, конечно, есть лазейки. ЕГЭ по родному не сделают, а как оценки у нас могут ставить, мы уже знаем, найдут подход к учителю.

Главное, должно быть экономическое стимулирование: по радио должны по несколько часов вестись передачи на родных языках, чтобы произношение, говор выработать. Слух должны развивать. Надо стимулировать выход национальных газет - они не должны выходить в неделю один раз, они должны выходить каждый день. Для самых маленьких нужно создавать мультфильмы на родных языках, должны быть синхронные переводы с иностранных языков и с русского языка, необходимо развивать песенный репертуар, в том числе и детский. А на все это нет денег. Деньги у кого есть? У богатых... Они есть у тех, кто ворует у государства. Они воруют культуру нации, они уничтожают литературу, язык, ментальность. Об этом надо говорить. Надо забрать у них эти деньги и возродить национальные языки.

- У нас в республике языками занимается несколько организаций...

- Да, этим у нас занимается министерство образования, министерство информации и печати, министерство культуры и другие. Они все должны работать над развитием языка. Театры умирают, нет на языках пьес, на родных языках. Писателя не стимулируют на написание пьесы. Нет переводов, стихов, нет базового образования.

В редакции приходят совершенно безграмотные корреспонденты, которых мы на месте обучаем работать и говорить на литературном языке. Ведь есть язык кухни, язык для детей, для постели, уличный язык и язык годекана - и есть литературный язык, который надо поддерживать и развивать. 
Не зря говорят: у семи нянек дитя без присмотра. Так и есть.

- Ваши пожелания?

- Чего я могу желать... У нас очень богатая страна со своими алмазами, газом, нефтью и другими богатствами. Не работают, воруют, уезжают... Опустошается страна, уничтожается патриотизм. Патриотизм передается вместе с молоком матери. По-нашему: рахьдал мацI- язык молока. Теряют родину, теряют чувство долга перед страной и поэтому становятся людьми, у которых нет чувства долга, нет своей родины, нет долга перед родителями и своими предками. 
Все это богатство пора вернуть народу в виде образования и духовного обогащения!

Категория: Дискуссии и Интервью | Добавил: dagjur (02.07.2015)
Просмотров: 234 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]